Пресс-центр Медисорб
5 минут

Дженерики формируют госпитальные закупки

В январе-марте текущего года больницы России закупили почти 180 млн упаковок препаратов на сумму более 47 млрд рублей. На дженерики пришлось 96% в натуральном эквиваленте и 62% в денежном.

Данные Госпитального аудита фармацевтического рынка России за первый квартал 2019 года представила компания DSM Group. Анализ контрактов лечебно-профилактических учреждений с поставщиками показывает, что в сравнении с аналогичным периодом 2018 года больницы потратили на закупки препаратов больше на 12,4%. При этом объем закупленных упаковок сократился на 4,3%.

Отмечено существенное увеличение средневзвешенной стоимости упаковки лекарственного средства, закупаемого для нужд медучреждений: +17,5%, или 262 рубля против 216. Это связано с ростом объема поставок в больницы дорогостоящих противоопухолевых препаратов и иммуномодуляторов (+70,5% в рублях и + 18,5% в упаковках). При этом средневзвешенная цена на наиболее востребованные из них показала падение: 16 брендов из топ-20 закупались по более низким ценам. В отдельных случаях снижение по сравнению с первым кварталом 2018 года составило почти на 34%.

«Таким образом, происходит смещение закупок в сторону более дорогих препаратов, но при этом тендерная система позволяет закупать лекарственные средства по более выгодным ценам. То есть, инфляционного роста цен нет», — отмечают аналитики DSM Group.

АТС-группа «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» (L) сместила с первой строчки противомикробные препараты для системного применения. Рост закупок связан с реализацией Национальной стратегии по борьбе с онкологическими заболеваниями на долгосрочный период до 2030 года. Рак, наряду с болезнями системы кровообращения, хроническими респираторными заболеваниями и сахарным диабетом, относится к неинфекционным заболеваниям, на долю которых приходится более 70% всех смертей в мире. В России в снижении смертности от этих факторов запланировано достичь через реализацию «Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года», с которой синхронизируется онкологическая программа.

Ключевым аспектом в медико-фармацевтической сфере становится импортозамещение, при этом тенденция по «переключению» фармрынка с импортных препаратов на отечественные существует давно. За прошедший год доля препаратов, изготовленных в России, выросла на 1,6% в рублях, при этом в стоимостном выражении на них приходится около 39%.

В целом, средняя цена российских лекарств хоть и выросла за первый квартал 2019 года на четверть, всё равно в пять раз ниже стоимости зарубежных препаратов: 654 рубля против 135 рублей за упаковку.

В первом квартале 2019 года в секторе госзакупок доля дженериковых препаратов увеличилась на 0,8% в натуральном эквиваленте, составив 96,2%. В рублях показатели снизились на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сложившись в 62,3%, или порядка 26 млрд.

За первые три месяца текущего года на госпитальные продажи Медисорб пришлось 6,6% от общего числа всей реализованной продукции.



«Значительное доминирование дженериков над оригинальными препаратами в сегменте госпитальных продаж обусловлено существенной экономией бюджетных средств. Эта экономия помогает улучшать обеспеченность лекарственными препаратами без ущерба качеству».

Максим подчёркивает, что в первом квартале 2019 года рост средневзвешенной цены оригинального препарата превысил 50%, тогда как дженерики подорожали на 11%. По данным DSM Group, стоимость референтного препарата составила 2 595 рублей за упаковку, а воспроизведённого — 170 рублей. Цифры говорят сами за себя.